Если театр начинается с вешалки, то гараж, несомненно, начинается с ворот. Хороших гаражных ворот, желательно, секционных. Почему именно секционные?
Это элементарно — на сегодняшний день этот тип ворот является самым компактным по конструкции, внешне наиболее привлекательным, обладающим лучшими теплоизоляционными свойствами, и все эти преимущества достаются владельцу по адекватной цене. Длительный период времени гаражи оборудовались двустворчатыми распашными воротами. Других конструкций просто не существовало. Однако с момента появления на рынке секционные ворота решительно и повсеместно вытесняют классику. Не только благодаря перечисленным выше особенностям конструкции, но также и возможности автоматизировать их открывание и закрывание.
Последнее весьма удобно в ненастную погоду — заехать в гараж можно не выходя из машины, створки откроются дистанционно, повинуясь команде с пульта, висящего на брелоке с ключами.
В отличие от подъемно-поворотных ворот, открывание которых производится путем поворота цельного полотна вокруг своей оси с последующим откатом вверх, подъемно-секционные открываются посредством сложения шарнирно соединенных межу собой элементов (секций) и их движения вверх и внутрь гаража по направляющим особой формы. Несмотря на кажущуюся сложность конструкции, комплектующие для секционных ворот представляют собой технически простые узлы отнюдь не космического назначения.
Конструктивно они состоят из следующих элементов:
- Полотно, его еще называют створкой, образованное из набора сэндвич-панелей, шарнирно соединенных друг с другом;
- Рама с направляющими и подвесами — именно по ним движется полотно при открывании и закрывании ворот;
- Торсионные пружины, предназначенные для компенсации массы полотна и обеспечения ручного подъема и опускания полотна;
- Вместо ручного привода по желанию владельца, а при площади ворот более 10 кв. м. в обязательном порядке, подъемный механизм комплектуется электрическим приводом, либо цепным редуктором ворот.
- Полотно.
Согласно российскому ГОСТ 31174-2003 толщина панелей, из которых состоит полотно, составляет 40 мм.
Каждая панель представляет собой сэндвич («бутерброд») из оцинкованного металла с профильными ребрами жесткости, так называемыми, «зигами», между которыми расположен утеплитель. Для термоизоляции применятся самый эффективный на сегодняшний день материал — пенополиуретан.
При сборке между секциями устанавливаются эластичные уплотнители ворот, изготовленные из такого износостойкого и негигроскопичного материала, как энергофлекс. Посредством этого узла достигается отсутствие «мостика холода», в результате панели не промерзают при отрицательных температурах в местах сочленения. Прочность и гибкость энергофлекса позволяют полотну беспрепятственно двигаться по направляющим.
Конструкция гарантирует устойчивую и стабильную термоизоляцию в диапазоне температур от — 55 до +75 гр. С.
Такое полотно сопоставимо по теплоизоляции с кирпичной кладкой толщиной 60 см.
Направляющие
Конструктивно направляющие представляют собой металлические профили, которые кронштейнами крепятся к стене и потолку гаража. В месте перехода со стены на потолок устанавливаются изогнутые профили, в то время как горизонтальные и потолочные профили имеют прямолинейную геометрию. По сути, направляющие — это своеобразные рельсы, по которым перемещается полотно ворот. Свобода перемещения обеспечивается роликами, устанавливаемыми с торцевой части каждой сэндвич-панели.
Для монтажа направляющих вокруг проема гаражных ворот должно быть свободное место. Притолока, пространство над проемом, должна быть от 150 до 250 мм.
Заплечики, места справа и слева от проема, должны составлять более 150 мм. Разброс параметров обусловлен различными типами пружин, применяемых производителями секционных ворот.
На ролики и направляющие необходимо периодически наносить смазку для достижения такой легкости и плавности хода полотна, при которой, в ручном варианте, открыть и закрыть гаражные ворота без труда сможет даже хрупкая девушка.
Торсионный механизм
Этот узел состоит из торсионных пружин, закрепленных на специальном вале. Механизм служит для балансировки сэндвич-панелей — масса полотна ворот уравновешивается за счет скручивания пружин, усилие которых передается через вал, к которому панели крепятся тросами, а пружины — специальными фиксаторами.
Пружины устанавливаются с каждой стороны проема вертикально. Такая конструкция обеспечивает надежную фиксацию полотна в любом его положении и одновременность перемещения обоих краев сэндвич-панелей. Ресурс торсионного механизма согласно спецификации производителей составляет 30 000 циклов подъемов-опусканий. В действительности таких циклов больше, как минимум, на 20%.
Дополнительные комплектующие
Кроме перечисленных выше основных узлов и агрегатов, в конструкцию секционных ворот входят также и другие комплектующие детали и запасные части. Обратите внимание на отсутствие взаимозаменяемости комплектующих от разных производителей, и, более того, между различными моделями ворот одного и того же производителя.
Петли и кронштейны
Безупречность работы ворот, плавность хода при поднимании или опускании достигается точностью монтажа всей конструкции. Необходимо установить направляющие строго вертикально, а потолочные рельсы — горизонтально. Учитывая вес всей конструкции, крепление к стенам гаража, его проему и потолку должно быть прочным и надежным. Это достигается применением следующих петель и кронштейнов:
- Нижний угловой кронштейн, необходимый для фиксации троса и устранения натяжения;
- Боковая опора, посредством которой осуществляется поворот сэндвич-панелей и их соединение друг с другом, также к этой опоре крепится ролик, движущийся по направляющему профилю;
- Верхняя опора, оборудована приспособлением для защиты пальцев от защемления.
- Ролики
Ролики обеспечивают беспрепятственное и легкое продвижение полотна по направляющим профилям. Они монтируются в верхнюю и боковую опоры в специальный держатель, а также в угловой кронштейн в специально предназначенную для этой цели втулку. Следует отдавать предпочтение роликам, изготовленным из нержавеющей стали, укомплектованным качественными подшипниками. Все движущиеся части роликов и места их установки необходимо периодически смазывать. Марку смазки можно узнать на сайте производителя, либо использовать обычный Литол.
Торсионные пружины
Эти пружины являются основной деталью в конструкции торсионного механизма. Следует иметь ввиду, что в конструкции секционных ворот применяются правые и левые торсионные пружины, которые не тождественны друг другу. Качественная торсионная пружина должна быть изготовлена из проволоки диаметром 5 мм и более и соответствовать требованиям DIN 17223. Все производители оцинковывают и красят свои пружины.
Барабан
Барабан монтируется на вал и служит для наматывания на него троса механизма подъема и опускания полотна ворот. Модель барабана должна соответствовать диаметру троса, применяемого в конкретной модели секционных ворот. Если барабан не рассчитан на определенный диаметр троса, штатная работа ворот будет невозможна.
Соединительная муфта
Эта деталь предназначена для установки на вал торсионного механизма ворот и для соединения двух его частей в единую конструкцию. Соединительные муфты изготовлены из стали, в дорогих моделях ворот — из латуни, они могут быть, как регулируемыми, так и стационарными. Диаметр вала и диаметр муфты должны соответствовать друг другу. Муфта должна быть установлена на вал плотно и без люфтов.
Цепь ручного привода
Подъем и опускание полотна может осуществляться электрическим или ручным приводом. В последнем случае применяется цепной механизм привода. Он универсален, подходит для любых типов подъема и может быть установлен для левого и для правого расположения вала. Привод комплектуется крепежным кронштейном, стопорными кольцами, фурнитурой крепления и цепью.
Кроме перечисленных выше комплектующих, ворота могут быть доукомплектованы резиновыми уплотнителями на пол, дополнительными амортизаторами и окнами.
Также имеется возможность установки в секционные ворота калитки. Однако с этим элементом конструкции не все так однозначно. Недостатков у такой калитки существенно больше, чем преимуществ. Дело не только в том, что комплект средней части калитки стоит достаточно дорого. С установкой калитки неоправданно усложняется конструкция ворот и значительно увеличивается их масса. Ухудшаются теплоизолирующие характеристики. Применительно к бытовым гаражам в калитке нет особой необходимости. Возможно, ее наличие может быть оправдано в промышленных гаражах, въездной портал в которые имеет большую площадь и протяженность.
Качественные комплектующие для секционных ворот гарантируют их безупречную службу в течение нескольких десятков лет.
Также важным обстоятельством, влияющим на срок службы конструкции, является технически правильный монтаж всей конструкции в гараже.
Он должен выполняться специалистами, имеющими опыт установки конкретной модели ворот и обладающими знаниями об особенностях ее функционирования.
К данной статье еще нет комментариев. Оставьте первый комментарий!